Вопрос: Является ли среднее общее образование обязательным?

В соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ среднее общее образование является обязательным уровнем общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Вопрос: В новом законе не закреплена возможность получении образования в форме экстерната. Почему данная форма упразднена, какая из форм образования максимально приближена к форме экстерната, за исключением семейного образования и самообразования?

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования, как экстернат. Вместе с тем статья 17 данного Федерального закона предусматривает возможность получения образования в форме семейного образования и самообразования. Экстернат в этой связи является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации. 

Согласно части 3 статьи. 34 Федерального закона № 273-ФЗ «лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно». 

По сути, школа предоставляет услугу не получения образования в форме экстерната, а возможности прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, не имеющих основного общего или среднего общего образования.

Вопрос: Организация профильного и дополнительного образования в образовательных организациях?

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 92 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в частности, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам. 

Вместе с тем получение дополнительного образования детьми не отнесено ни Конституцией Российской Федерации, ни Федеральным законом № 273-ФЗ к числу государственных гарантий в сфере образования. 

 Организации профильного образования регламентируется пунктом 25 статьи 2, частью 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ, в котором речь идет о направленности (профиле) образования как об ориентации образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, которые могут определять ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. 

Часть 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). 

 Кроме того, частью 5 статьи 67 предусмотрено, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Что понимается под правилами внутреннего распорядка обучающихся?

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся. 

 Правила внутреннего распорядка обучающихся являются локальным нормативным актом, регламентируют основные права, обязанности и ответственность обучающихся учреждения, режим учебы, время отдыха, меры поощрения и взыскания, применяемые к обучающимся, иные вопросы регулирования учебного распорядка и распространяются на всех обучающихся. 

При принятии Правил внутреннего распорядка обучающихся учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей. 

 Копия правил внутреннего распорядка обучающихся размещается на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (статья 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Вопрос: Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей и временем отдыха обучающихся, поэтому учебный процесс в этот период общеобразовательной организацией не проводится. 

Вопрос: В учебный план 1-4 классов введены часы внеурочной деятельности (по 2 часа), родители интересуются, обязательно ли все учащиеся должны посещать эти занятия или по желанию, ведь многие дети занимаются еще в доп. образовании?

В соответствии с п. 1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, (далее – ФГОС НОО) внеурочная деятельность является составной частью стандарта. 

П. 17 ФГОС НОО в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматривается в том числе внеурочная деятельность. 

Согласно п. 19.10 ФГОС НОО план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. 

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. 

В соответствии с п. 13 ФГОС НОО освоение образовательной программы начального общего образования обязательно для всех обучающихся. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. 

Следовательно, посещение занятий внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся.

Вопрос: Должен ли оцениваться комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый как обязательный в 4-х классах в рамках БУП-2004 и по ФГОС начального общего образования?

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. В соответствии со статьей 30 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ») предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Формализованные требования по оценке успеваемости обучающихся по результатам освоения курса не предусматриваются. Решение о системе оценивания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть принято на уровне образовательной организации и закреплено в локальном акте организации.